Кухонная металлургия В этой заметке я расскажу немного о вторичной переработке серебра в коленно-локтевых условиях домашней мастерской. Информация не претендует на истину, не является призывом немедленно бежать за верстак и испоганить пару грамм металла в учебных целях, а так же гнусной саморекламой меня как эпического мастера. В большей степени - это напоминание ленивому мне, как делать не надо. Оставляю за читателями право меня обфыркать, послать к Бреполю, в ювелиртехнику или на аффинажный завод.
читать дальшеИсчерпав все запасы пристойного (то есть опробированного) лома, рано или поздно я лезу банку, в которую методично ссыпаются огрызки, ошметки и опилки предыдущых экзерсисов. Зачастую происхождение и точный состав ошметков установить не удается; однако весь металл я стараюсь использовать по второму-третьему разу. 999 пробы много не бывает, и лишний раз пускать её в расход жалко. Изложницы и тигельных щипцов не завожу то ли из лени, то ли из жабьих соображений; прокатник - почтенный старичок, сделанный в советское время безымянным умельцем, скрипящий маленькими шестернями, не терпящий панибратства, умещается в дамской сумочке. И вот уже пятый год подряд мне приходится придавать круглым слиткам хитрые формы с помощью молотка, зубил, наковальни и такой-то матери, чтобы пропихнуть их между валами или в ручьи. Все заготовки, в конечном итоге, предназначены для ручного изготовления со всеми вытекающими: прокатка, волочение, ковка, обработка фрезами и много-много паек.
Итак, дано: 1. Осетрина второй свежести, то есть засранная чем ни попадя шихта и потенциально более хрупкий, по сравнению с исходным, сплав. 2. Варварский инструмент и способы обработки, создающие неупорядоченную нагрузку на кристаллическую решетку металла.
Требуется: Получить годную заготовку, максимально пластичную и без внутренних дефектов.
Ход работы:
1. Отмагничиваем опилки. В свое время необходимость сего действия стала для меня, дурака, откровением. Оказывается, в процессе опиловки незримые куски надфилей и лобзиков попадают в общую кучу, кто бы мог подумать Как известно, ложка дегтя способна перевести на г**но цистерну варенья. Поэтому приучаемся перед плавкой заворачивать в бумажку магнит, шурудить опилки и выкидывать все, что прилипло.
2. Удаляем постороннее из лома - вынимаем пружинки из замков, выкрепляем мелкие фианиты из гнезд, выбиваем эмаль. Вроде очевидные вещи говорю. Но есть уникумы, которые кидают все в тигель (сам видел), в надежде, что вся эта дрянь сгорит/всплывет на поверхность расплава и ее проще будет достать пинцетом. Случается, что не горит и не всплывает. Поэтому не ленимся, выковыриваем.
3. Чистим тигель. Я просто провариваю в лимонной кислоте, например, потом отмываю из нее еще немножко металла.)
4. Плавим, собссно. Хорошо отфлюсовав, по желанию предварительно завернув опилки в конвертик пополам с бурой и борной кислотой. Далее счастливые обладатели изложницы сливают горяченькое в изложницу, а я отковыриваю чушку от тигля и даю ей спокойно остыть до комнатной температуры. Потом варю в лимонной кислоте, еще раз нагреваю до 600 градусов по Цельсию и еще раз даю остыть. Это называется приятным словом "отпуск" и делается для снятия напряжения в металле и подготовки к механической обработке.
На этом месте я прервусь и продолжу, если кому-нибудь будет интересен дальнейший процесс.)
Продолжение: читать дальше Итак, чушка серебра готова, оттожжена, отбелена и отпущена в пампасы. Предположим, что в ней около 50 грамм веса. И вот тут-то начинается самое веселое - нужно придать ей форму, не наделав внутренних трещин.
5. Проковываем "таблетку" до состояния бруска. Для тех, кто работал с железяками - сходств и отличий примерно поровну. Во-первых, делать это на горячую можно, но затея так себе. Объем небольшой; следом за лисино-апельсинным цветом каления (при котором вполне обрабатывается, допустим, Ст1, Ст2, Ст3) серебро уже начинает "потеть" - небольшие участки поверхности становятся как бы ртутно-влажными на вид, приобретает крупнозернистую структуру и потихоньку переходит в жидкое состояние. Кроме того, как и любой металл, наша чушка имеет свойство нагартовываться и закаливаться, становясь более твердой и хрупкой, чего как раз требуется избежать. Поэтому:
6. Чаще отжигаем, не забывая флюсовать. И ни в коем случае не пихаем в отбел до полного остывания.
7. Конторлируем силу и направление ударов. Это тот самый случай, где излишний энтузиазм только повредит. Аккуратно, равномерно вытягиваем слиток в нужном направлении.
8.Удаляем дефекты. После каждого отжига лучше внимательно осматривать заготовку и без зазрения совести опиливать то, что нарушает целостность - все заусенцы, трещины по краям. В последствии вся эта дрянь становится внутренними дефектами проката - при гибке, например, проволока в слабых местах обламывается, а при интенсивном нагреве вполне может пойти пузырями. Так что я предпочитаю жалеть не металл, а свои усилия и нервы. 9. Повторяем цикл столько,сколько потребуется. В идеале должен получиться брусок/пластина, готовая к прокатке. В худшем случае, через весь слиток пойдет здоровенная поганая трещина. Если такое происходит больше двух раз, я перестаю насиловать себя, закуриваю и глубоко задумываюсь об аффинаже. Но это уже совсем другая история.