Есть один фильм, который мне нравится, но который я не могла смотреть. Из-за того, что абсолютно нелепый и жестокий финал там торчит, как сучок. Если у того же Ремарка героев убивают, но там к этому как-то все идет, и оно с художественной точки зрения оправдано - тот тут сценарист совсем не Ремарк.
А недавно я прочитала, что оказывается, финал вставил сам режиссер, разругавшись при этом со сценаристом, военным консультантом фильма и кучей народу. Что они просто "ретрограды и зациклились на исторических фактах и реальных событиях", а он, молодой режиссер, снимает "острые фильмы и ставит сложные вопросы".
Фильм, если не брать финал - про мою любимую тему (почти кинк ) Про то, что даже на войне есть люди. Про то, как они в какой-то момент вспоминают, что они - люди. Даже если говорят на разных языках и при этом их мобилизовали для службы в армиях разных сторон. И что любая война - это чудовищная трагедия для обеих сторон, и агрессоров и защищающихся, если смотреть не на политику, а на людей.
И что это человеческое, оно, в итоге, сильнее пропаганды, сильнее вбитых сверху идеалов.
Ну, я вообще в это верю.
Так вот, фильм про то, как группа (с десяток) пленных немцев едет в глубокий тыл, на Север, строить вышку для радиосвязи. Год, судя по погонам у русских и состоянию немцев - далеко не 42-ой. Имхо - зима 44-го где-то. Строить вышку они будут где-то в краях северного сияния, тайге и полной жопе мира. Их сопровождает контуженный и сильно пьющий лейтенант, у которого при виде немцев и звуках немецкой речи начинается аффект и психоз.
В деревне одни женщины, дети и безногий старик. Сперва пришедших встречают вилами. Потом, когда начинают кончаться продукты, они идут по дворам помогать. Потом женщины разбирают их по избам. Причем делается это достаточно практично, без особых романтизмов. Лейтенанту тоже "чинят" голову постепенно.
могут быть спойлеры, если кто хочет смотреть сам
В общем, там был большой скандал, но финал не изменили. Мне очень странно, почему в нашем современном кино модно снимать исторические фильмы и показывать все ХУЖЕ, чем было в реальности? Причем ХУЖЕ про себя? Это я и про фильм "Сволочи" и про многие другие.
Кино, кстати, называется "Полумгла". И я его теперь смотрю, обрезая после сцены Рождества. Потому что в тех реальных историях, на основании которых писался сценарий, никакого вездехода потом не приезжало.
Апд. Из интервью с режиссером, ответ на вопрос - зачем он приделал такой финал.
читать дальше