Я не люблю цирк. Прямо скажем, я его терпеть не могу - за несчастных, забитых животных, за тупых клоунов, за весь блеск/шик/стразы/перья, за "фото с медведем" в фойе и так далее. При этом мне страшно нравится тема средневековых бродячих цирков. Которые фактически были и театрами, и балаганами - тем нечтом, из которого потом "выросли" и цирк и театр.
И сейчас такой приехал в Нск. Это как из другой реальности, такого не бывает. Но два человека, итальянец и чешка, решили, что хотят бродячий цирк - и стали таким цирком. Они уже 20 лет ездят в фургончике, их шатер едва 4 метра в диаметре, кроме них никого нет - только два актера и куклы. Костюмы - тряпочки, реквизит - мячики, швабра, совок, топор... Но от них бьет такой харизмой, таким счастьем от того, что все пришли на них смотреть, что в это окунаешься с головой.
Спектакль - тоже почти средневековый. Пинки под зад, кувырки... при это все на милом русском со страшным акцентом и кое-где на итальянском. "Простите, мы не успели выучить там, где быстро говорить". Но мы всем залом смеялись, как дети. Нахрен 3D, 4D, долби сораунд, спецэффекты, дым, огонь и летающего Копперфильда. Этот балаганчик, он возвращат на место точку сборки. Как Алтайская тайга - напоминает о том, что первичные радости это чистая вода, свежий воздух, сухие ноги и огонь. Так и здесь - можно забыть про всю "зрелищную" мишуру и посмотреть что-то настоящее, что давно за этой мишурой потерялось.
Это потрясающе. Я сейчас в таком волшебном настроении... Кому интересно, здесь есть интервью с артистами:
academ.info/news/17740Может быть, они и в ваш город приедут.
А вот тут написано про спектакль и куда лучше, чем это напишу я:
читать дальшеДурак-дураком
Бреду по деревне
Псы знают – не лают
И засыпают
Белые хвостики издали виляют
Завидев меня
Незнамо куда белые-рваные
Бегут не они – облака
Как ты да я – пьяные
Вечной тоской
Такая вот примерно песенка на стихи чешского поэта Богуслава Рейнека звучит в «финале-музыкале» спектакля бродячего цирка Giroldon - «Дурак».
Собственно, неизвестно, кто кого «передуривает» в этом гомерически-наивном балагане – Ленка – Альберто или Альберто-Ленку, Ленка-Альберто – усатую хулиганистую куклу во фраке или наоборот – кукла и есть – самый настоящий Дурак?
Кредо театра – абсурдный абсолютизм comedy del arte, замешанный на чешском чистосердечии и итальянском романтизме. Каждый звук, взгляд и жест здесь – первозданный, и настолько всерьез, что уже не знаешь – три тебе или девяносто три. В какой-то момент кажется, что тот вообще нет места игре в привычном смысле слова – веник и лук, топор и капуста, губы и нос, молитва и гэг – все это единое Вещество Жизни, говорящее на разных языках – итальянском, чешском, а теперь еще и немножко русском.
Впрочем, перевода не требуется, что было с блеском доказано московской публике в прошлом году – достаточно вспомнить детство, когда неожиданность – норма, казус – кураж, рассеянность – дар.
Весь спектакль - череда оказий, поданных как потуги двух комедиантов сыграть «как надо». «Как надо» изначально под вопросом – лицедеи до ужаса бестолковы, а тут еще этот Дурак! Так что логика проваливается в абсурд сразу и бесповоротно, как Наполеон в барабан. Дело довершают невозмутимые куклы в человеческий рост – они не увеличивают количество дури, а выводят ее на вселенскую, мировую орбиту и поэтому описанию не подлежат – надо смотреть
Однако не в абсурде суть: завораживает сама ткань хрипловатого, заплетающегося, глубоко проникающего языка – будто из всего, до чего не дотронься, извлекается удивительный, какой-то древний звук. Эта песенка посильнее комедии положений. Так, наверное, говорил с птицами Франциск Ассизский. Так говорит Giroldon со зрителем уже с порога – подудеть на трубе, созывая народ, заглянуть в глаза и вложить в ладони собственноручный билет, открытку, деревянного дурачка, рассадить так, чтобы всем впору (в прошлый раз пришлось задирать полы шатра). Малыши – вперед.
Circus Giroldon:
• Самая маленькая и самая харАктерная европейская труппа из двух человек – Ленки Махониновой и Альберто Фолетти существует уже более 20 лет.
• Артисты живут исключительно на выручку, неизменно обитая в своем фургончике и давая представления летом в шатре, зимой в юрте.
• Бродячий театр – сознательно выбранный и единственно возможный способ докопаться до Истины в искусстве и до Зрителя в жизни.
• Исчезающий вид театра, чья духовная миссия воплощена проще, чем хлопок в ладоши, а средневековая традиция становятся актуальным искусством.
• Каждый новый спектакль создается по нескольку лет и играется без дублеров, ведь театр жив лишь до тех пор, пока жив актер.